ПУТЕШЕСТВИЯ
путешествие по кольскому полуострову
Одна из создательниц газеты, Маша, делится историей про поход вокруг Сейдозера и поездкой в самый дальний уголок Кольского полуострова.
~
Приняла решение о походе я довольно легко. Мне достаточно было увидеть фотографии этих мест. Но спустя месяц я начала волноваться, «ведь это же север» подумала я, да ещё и в поход на пять дней пойдём. Подобного опыта у меня не было, но всё же мыль о том, что, возможно, другого шанса побывать на севере, у меня не будет, помогла мне справиться с тревогой.

Началось наше путешествие утром в Мурманске, из города мы поехали в село Ловоозеро, где была наша первая ночёвка в гостинице «Мишкин дом». Чудесное место около реки, с домашней баней, белыми постелями и вкусным чаем. Вечером перед стартом похода мы гуляли по деревне, покупали вареники к ужину и наблюдали за жизнью местных.
Ловозеро
Утром первого дня похода нас забросили на катере к началу эко-тропы у Сейдозера. Вода в озере невероятно чистая, и безумно холодная, правда на третий день мы уже в ней купались. Это место окутано множеством тайн и легендами о духе по имени Куйва.

В тот день я впервые попробовала морошку, ягоду, похожую по вкусу на выдержанное вино. Вечером ловили рыбу, плавали на лодке и слушали тишину. Я не верю в мистику, но всё же Сейдозеро имеет свой особый климат и особую атмосферу, именно здесь я загадала поймать 7 больших хариусов, и всё получилось!

На второй день мы забрались на гору, а потом долго-долго шли по хребту, останавливались искупаться в водопаде, посмотреть на невероятно красивое озеро Райявр и каждый час — на чаепитие с одной лишь конфеткой. Это было трудно, тяжело, порой голова уставала думать, куда поставить ногу (мы шли по курумнику или ещё такие места называют каменными морями).
Райявр
Утром третьего дня мы спустились с гор, по пути искупавшись в ледяном горном озере и позавтракав рисовой кашей с голубикой. Кушали мы, конечно, шикарно, но редко, от того еда казалась вкуснее когда-либо.

Если честно, то купанию в ледяной воде я бы посвятила отдельную статью. Но именно в живой воде, не дома в душе. А например, в купели или реке. Вода способна очищать мысли, резко напрягать всё тело и моментально расслаблять после, и лично меня она заряжала силой и радостью жить эту жизнь.

Собственно, третий день закончился еще одним купанием уже в Сейдозере.
Четвёртый день. Утро было дождливым, весь день мы мёрзли и раздражались из-за холода. Преодолевали небольшие реки с кристально чистой голубой водой, шли по шею в папортнике и лакомились голубикой. Вечером голодные, но жадные до холодной воды, окутанные туманом и мелким дождём, мы купались в озере. Я купалась в шапке. Помню, что в тот вечер мы ели чак-чак, никогда не забуду, как меня он тогда приободрил.

Весь пятый день мы выходили с маршрута. Для меня он оказался самым тяжёлым, потому что я за каждым поворотом думала, что уже всё, но оказывалось совсем не так.
Сейдозеро
Поход — это испытание. Он показывает границы наших возможностей, наше настоящее взаимодействие с другими людьми. Здесь чувства и эмоции обнажаются, появляется возможность подумать о том, как ты чувствуешь себя в этом мире, как хочешь жить.

Было сложно, раздражительно и изматывающее, но перевес в пользу яркости и глубины этих воспоминаний. Эта та часть жизни, которую стоит попробовать.
Поездка в самый дальний уголок Кольского полуострова
Но для начала мы заехали в Териберку. Очень красивое место, но из-за того, что недавно оно стало популярным, здесь много туристов, которые оставляют свои машины прямо на пляже.

Баренцево море холодное и очень солёное. Есть в нём особый северный шарм, который приятно ощущать, сняв обувь и гуляя босиком по берегу, рассматривая ракушки.

Именно в Териберке для меня был самая атмосферная ночь в палатках. Мы зажгли гирлянду около костра, пели песни и пили что-то покрепче чая.
Дальше мы отправились в посёлок Дальние Зеленцы, в самый дальний уголок Кольского. Дорога тут оставляет желать всего самого наилучшего, потому что нам приходилось преодолевать брод, выходить из машины, чтобы она не зацепила ничего дном, и чтобы показывать водителю, как ему въехать на два бревна, положенные в виде самодельного моста.

В итоге, к ночи мы добрались до посёлка без особых происшествий. Но. Пошёл сильный дождь, завыл ветер и мы не знали, как и где поставить палатки. Оставалось только смотреть «Особенности национальной рыбалки» и пытаться уснуть в машине. Последнее не получилось, поэтому мы вышли из неё и просто поставили палатку рядом. На утро поняли, что поставили палатку рядом с выброшенными деревянными балками и чьим-то полисадником.
Териберка
Утром мы погуляли по Дальним Зеленцам, увидели множество заброшенных домов, работающую коррозийную станцию, и большой заброшенный Морской Биологический Институт, в котором пробирки лежат все на своих местах. Их просто никто не забрал.

Посидели у моря, и поняли, что больше здесь делать особо нечего, выпили чаю и поехали обратно. Забавно, что мы ехали туда 4 часа и 4 обратно, а побыли всего-то ничего. Но потом я поняла, что мне важно было просто доехать, сказать самой себе, что я была в отдалённом заброшенном уголке Кольского полуострова, видела парочку местных жителей (а больше и нет), говорила с дайверами об их работе в Баренцевом море, видела огромный Научный Институт, который больше никому не нужен.

Это особая культура, — заброшенных российских мест.

После северной части Кольского полуострова, мы поехали в южную, заезжая в Мончегорск, Апатиты, Полярный Зори (даже пробовали там баню!). Цель — добраться до Кандалакши.
берег Белого моря
Кандалакша
Приехали мы, чтобы провести ночь в Дубльдоме. Это такой туристический приют, расположенный на сопке, откуда открываются панорамы на залив Белого моря и северную природу.

Рядом с домом — озеро, в котором мы не упустили случая искупаться. Весь оставшийся вечер наслаждались закатом на Белом море: просто посмотрите на фото выше и это лиловое небо.

Утром мы снова все побежали в озеро, а после — горячий кофе и блины. Считаю, что мы организовали настоящую гедонистическую поездку.

Закончилась она еще несколькими днями в Мурманске и целым днём, проведённом в поезде.