ЛЮДИ
интервью с фотографом и арт-директором Ольгой Барон
Ольга Барон живёт в Москве, снимает для брендов, например, для Arha, Qari Qris, Darkrain и Askent, обучает фотографии и постепенно идёт к своей выставке. Она исследует в своих работах места на грани сна и реальности, сказки, эмоции и пространства.

Нам стала интересна не только эта творческая и профессиональная часть жизни Ольги, но и то, чем она живёт, чем вдохновляется и каким видит для себя гедонизм.
~
Кадр со съёмки в Лос-Анджелесе и для ювелирного бренда Qari Qris.
— Какое у тебя сейчас душевное состояние?
Если честно, то я ощущаю эмоциональные качели. Прошлый год, с одной стороны, был сложным, с другой, насыщенным: я жила в Турции и США, сменила пять городов за полгода. Очень много всего происходило. Это меня одновременно и вдохновляло, и добавляло стресса. Сейчас я коплю на переезд, поэтому пока остаюсь в России и не могу никуда уехать надолго. Но стараюсь не впадать в апатию и ценить то, что у меня есть, устраивать небольшие путешествия, например, из Москвы в Петербург.

После 2022 года, как и у многих, у меня изменилось общее состояние. В Москве стало намного тяжелее находиться, особенно, после того, как я вернулась из Лос-Анджелеса. Между городами ощущается сильный контраст: отличается темп и стиль жизни, социальный контекст. В Лос-Анджелесе я чувствовала себя свободнее.

— Как бы ты саму себя определила на данном жизненном этапе?

Я фотограф, почти 7 лет занимаюсь фотографией. Этим летом начала обучать, запустила свой курс, и мой основной фокус сейчас на нём. Первый поток у меня был экспериментальным — я хотела узнать, куда это начинание может меня привести. В итоге решила продолжить и поняла, что мне интересно и дальше развиваться в сфере образования. Я училась в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения на фотографа и проходила много дополнительных обучений, училась документальной фотографии в View Foundation. Таким образом у меня собрались пазлы для собственного обучения.


Также мне очень интересен арт-дирекшен и открываю для себя нейросети, Midjourney. Пока делюсь этим больше в своём личном канале в телеграме. Мне интересно развиваться в этом направлении, думаю, что в будущем году буду больше делать подобных проектов. Хочу использовать не только фотографию, а совмещать несколько медиумов, смешивать их между собой.

Искусственный интеллект даёт возможность создавать интересные сеттинги. Идеи, которые у меня есть для творческих проектов, в основном, масштабные и сложнореализуемые: например, локация может быть далеко, и, чтобы провести там съёмку, пришлось бы лететь с командой на другой конец мира. Это всё очень дорого и сложно воплотить. В Midjourney мне нравится, что есть возможность создать практически любой сеттинг, который ты можешь себе представить, даже если это что-то, чего не существует в реальности. Я всё ещё придерживаюсь в работе своей эстетики, но использование искусственного интеллекта позволяет мне выйти за рамки фотографии. Midjourney освобождает: кажется, что нет никаких границ, и можно отпустить себя как художника.
Работа Ольги на Midjourney.
«Загадай желание» — об исследовании неизведанного и вере во что-то большее.
«Круг тишины» — молитва и неразрывная связь между пятью людьми, умиротворение.
— Как ты определяешь понятие «гедонизм» для себя? Какой он для тебя?

Гедонизм для меня — это дни наедине с собой, медленные утра, отсутствие спешки, забота о теле и красивый быт, я обожаю керамику, свечи, декорировать пространство так, чтобы оно ощущалось моим; писательство, спокойная музыка и прогулки по парку, созерцание. Стараюсь почаще напоминать себе, что жизнь у нас одна и, если постоянно себя ограничивать, то ничего хорошего не выйдет. В первую очередь, это отрицательно отразиться на твоём ментальном здоровье.

Глобально гедонизм для меня — это жизнь в том месте, где я буду чувствовать себя комфортно и в мире с собой. Я хочу переехать в Лос-Анджелес, потому что этот город во многом отвечает моим представлениям о том, какой я вижу свою жизнь мечты. Я хотела бы жить в тёплом климате и быть близко к природе, а Лос-Анджелес окружён невероятными национальными парками, горами и океаном.

Гедонизм — это повседневное удовольствие от жизни.
— Почему ты снимаешь? Фотография для тебя как документальный инструмент или больше как художественное высказывание?
Фотография для меня — художественное высказывание, всегда была этим. Несмотря на то, что я училась документальной фотографии, я знаю, что не являюсь документальным фотографом. Мне хочется создавать через фотографию свои миры.

В целом, самое главное в искусстве для меня — возможность увидеть что-то большее. Чтобы помимо повседневной жизни, зритель мог обратиться к источнику вдохновения и найти важные для себя смыслы, утешение. Я как-то думала о своих любимых исполнителях, режиссёрах, и поняла, что возвращаюсь к их работам, чтобы иначе почувствовать себя, поймать атмосферу, проникнуться ею, отвлечься от повседневности. Я снимаю ради того, чтобы передать эмоцию в моменте и выразить своё видение. Мне нравится работать с людьми, создавать в кадре определённую атмосферу и настроение. В работе с моделью на съёмке я использую тот же подход, что и режиссёр в работе с актёром: объясняю ей, кто её героиня, в каком она состоянии. Также мне важно, как героиня съёмки взаимодействует с пространством и как пространство, в свою очередь, влияет на неё.

Меня вдохновляет танец, движение. Идеальная съёмка для меня — с танцорами, потому что то, как они могут передать эмоции через танец, ни сравнить ни с чем.

Я люблю современную хореографию, современный балет, контемп. В «Гоголь-центре» каждый год проходит фестиваль современной хореографии Дианы Вишнёвой Context: несколько лет я посещала его, была там фотографом. На фестивале представлены спектакли талантливых молодых хореографов со всей России.

Танцевальные школы, которые меня вдохновляют:

Sydney Dance Company
Batsheva Dance Company
Nurgali Dance Company
Context. Diana Vishneva (Москва)
Кампейн для Samchuk и съёмка для ювелирного бренда Qari Qris.
— Какие эмоции ты стремишься передать через свои работы?
В большей части моих работ я стремлюсь передать умиротворение, ощущение спокойствия. Мне интересны все эмоции, но особенно сильно сейчас откликается эмоция скорби, горя. Этот год был для меня тяжёлым: я потеряла нескольких близких людей. О подобных переживаниях мне хочется говорить через творчество, не напрямую, но чтобы они прослеживались в том, что я создаю. Я считаю, что негативные эмоции имеют право на существование: важно принимать всё, что ты чувствуешь, не подавлять. Последний год я нахожусь в терапии, учусь с психологом позволять себе чувствовать, потому что до терапии я часто подавляла внутри скорбь. У меня умер дедушка, которого я очень любила, и после его смерти я выключила чувства на несколько месяцев, потому что не могла пережить потерю. Мне очень сложно было об этом думать. Спустя время, я замечаю, что мне стало легче возвращаться к потере через слова и мысли. Я хочу выражать эти эмоции в моих съёмках.
— Какие, по твоему мнению, есть особенности у хорошего кадра?
Для меня не важны технические характеристики, потому что сделать технически грамотный кадр можно через месяц обучения. Хороший кадр — тот, что заставляет застыть и смотреть. То, что цепляет. У нас такой сильный информационный поток, мы постоянно что-то видим, поэтому в фотографии очень ценно, когда хочется остановиться и рассматривать. Это история про эмоции. Мне нравятся глубокие портреты с фокусом на личность героя и экспрессия в танце.
Любимые собственные кадры Ольги Барон: съёмка про созависимость с танцорами в красном цвете и кадры из Лос-Анджелеса.
— Расскажи о своём курсе по фотографии Visual practice, для кого он?
Он создан для начинающих и продолжающих фотографов. В нём много информации про развитие своего видения и формирование своего визуального языка как фотографа. Содержание программы можно разделить на 2 части: художественная (про авторское видение, фотографию с точки зрения визуальных элементов, лекции про композицию, цвет) и коммерческая (про позиционирование, продвижение, как искать своих клиентов, как с ними работать).

В курс я сложила весь свой опыт. Хочется, чтобы начинающие фотографы смотрели на фотографию шире, искали вдохновение не только на Pinterest, но и в других видах визуального искусства. Я думаю, что очень важно изучать искусство, смотреть на танец, живопись, музыку, привносить в свои съёмки элементы из других сфер.

У начинающих фотографов возникает много вопросов о том, какую цену ставить на старте карьеры, как упаковать профиль в запрещённой соцсети, как сформировать ленту. Говоря про коммерческую сторону фотографии, я замечаю у начинающих фотографов много предубеждений на подобие «я художник, как я буду деньги брать за свою работу?». Зачастую не хватает понимания, что любая работа стоит денег, что нужно себя ценить и защищать юридически. Я была бы очень рада, если бы могла вернуться в прошлое и с самого начала грамотно выстраивать взаимодействие с заказчиками, учитывать юридические моменты и работать по договору. Это решило бы большое количество конфликтных ситуаций.

В тоже время, не менее важна художественная часть фотографии, авторское видение. На первом и втором потоках у меня учились опытные фотографы, кто снимает уже больше 10 лет. У них иногда возникает проблема рутины: когда авторы перестают экспериментировать, пробовать снимать новое, искать другие форматы. Они снимают в определённом стиле для своих клиентов, но не разрешают себе этот стиль расширять, усиливать портфолио, не выходят на сотрудничество с новыми клиентами. От фотографов со стажем я получила обратную связь о том, что курс стал для них пространством для эксперимента, творческого проявления, они открыли для себя новые способы работы с изображением.
Работа Ольги на Midjourney.
Образы из снов, бескрайний океан и огонь.
— Можешь поделиться своими любимыми режиссёрами и тем, чем они тебя привлекают?
Мой любимый режиссёр — Ингмар Бергман. Его фильмы близки мне эмоционально и визуально: я люблю, как он погружает зрителя в сознание героев, раскрывает проживание ими непростых, болезненных ситуаций. Сложно выделить любимый фильм, потому что по-своему я люблю все его картины. «Персона» и «Седьмая печать» — всё же особенные. В «Персоне» действие происходит в обычном загородном доме, но это ощущается как безвременное пространство, возникает ощущение грани между жизнью и смертью. Героини словно меняются местами. Ингмар Бергман исследует смерть, мне это близко. Например, в «Седьмой печати» есть фигура смерти, с которой главный герой играет в шахматы. Мен завораживает, как в его фильмах повседневность перекликается с вечностью.

Второй режиссёр, которого я обожаю, — Джим Джармуш. Смотря его фильмы, я отдыхаю душой. Мне нравится его восприятие времени, особенно, ночи. У Джима Джармуша приятные истории и философское, умиротворённое отношение к жизни.
По порядку: кадры из фильмов Ингмара Бергмана «Седьмая печать» и «Персона», Джима Джармуша «Мертвец» и «Вне закона».
— Зачем обществу нужна визуальная культура?
Для меня визуальная культура — это неотъемлемая часть жизни. Здесь как раз приходит в голову слово «гедонизм», потому что для меня оно означает в том числе и то, когда мы окружаем себя качественной визуальной культурой — это про наслаждение от жизни, про её качество.

Визуальная гармония влияет и на творчество. Когда что-то создаёшь, намного проще это делать и, в целом, проявляться, когда ты окружена тем, что тебя вдохновляет. По этой причине Италия — одна из моих любимых стран, там тебя повсюду окружает природа и история.

В Москве, наоборот, я чувствую себя не на своём месте. Здесь много масштаба, пространства. С одной стороны, мне это нравится, но с другой, в Москве это пространство скорее давящее. Я родилась в Петербурге, и в Москве, на мой взгляд, не хватает бережного отношения к сохранению культуры и исторического облика. В городе присутствует сильный диссонанс, происходит нагромождение архитектурных стилей. Это про хаос и дисгармонию, и поэтому мне сложнее жить здесь.

В архитектурном облике города для меня важны цельность и единство. В повседневной жизни мы не замечаем гармонии, если она есть, но всё равно подсознательно она на нас влияет и в нас отражается. Даже на себя по-разному смотришь. Я замечала, что в разных городах меняется моё самоощущение, даже мой стиль в одежде. В Лондоне, к примеру, я одевалась совершенно нетипично для себя: каждый раз я видела на улицах ярко одетых людей и чувствовала, что тоже могу быть смелее. Даже не представляю, чтобы те оттенки, которые я носила в Лондоне, я бы носила в Москве: здесь это будто не к месту, а в Лондоне — гармонично.

«Гедонизм» означает в том числе и то, когда мы окружаем себя качественной визуальной культурой — это про наслаждение от жизни, про её качество.
Made on
Tilda