ОБРАЗ ЖИЗНИ
матерь / мадонна (нужное подчеркнуть)
~
«Во имя отца и сына и святого духа матери».

Этому тексту срок рождения был год назад. Поэтому давайте посмотрим на ту женщину, которая подарила жизнь непорочно вовремя. Ниже — сравнение Владимирской иконы Божией Матери и картины Вильяма Адольфа Бугро «Мадонна с младенцем».
Композиция
Одна из картин относится к иконографическому типу Елеуса — «Умиление». Другая— академическая вариация на эту тему. Они похожи колористкой. Общий рыжий фон. Чёрные одежды на матери, ярким — золотой или белый, — выделяется на её фоне Иисус. В деталях одежд Богоматери видим два золотых знака, напоминающих кресты, — это лилии. Внизу картины Бугро также видим два цветка лилий. Символ непорочности, чистоты, сопровождающий Матерь Бога-сына.

Удивительно, как на изображение матери и младенца в христианской тематике не влияют догматы церкви и символы веры. Будь она Бого-матерь или Мадонна.

Бугро часто изображал молодых женщин. Здесь же, в образе Марии, он также изображает реального человека. Лицо Мадонны — лицо молодой женщины, без намёка на идеализацию, хотя безусловно красиво. Нетронутое морщинами, оно гладко, свежо и молодо. Кровь с молоком. Художник подчёркивает, как она была выбрана Богом. Мы видим в ней ту же, что и мы сами— человека.

В ней нет мистической святости или того всепоглощающего света Бога, который приводит человека в состояние экзальтации, который заставляет уверовать при одном лишь взгляде на образ.
Вспомните золото убранства церкви, ослепляюще. Однако божественность и чудо образа не исчезает, оно становится ещё более чудесным, именно благодаря подчёркнутой реалистичности. Вглядитесь: это была обычная скромная женщина. В чём и есть великолепие замысла Бугро: вера вне зависимости от кажущейся обыденности или вера благодаря обыденности. Тем отличаясь от Владимирской иконы, где автор обращает внимание зрителя на Мать как корень и силу, исток.

Композиционно и Мадонна на картине Бугро и Матерь держат ребёнка одинаково: правая рука снизу, левая сверху. Мадонна еле держит дитя, при-держивает, готовая отпустить, не прижимает его к себе. Правда Мадонна сильно расставляет пальцы и несколько неестественно склеивает вместе безымянный и средний. Однако в том, как они растопырены можно видеть попытку анти-идеализировать образ Матери Бога. Тем самым Бугро придаёт её образу несовершенство, то есть человечность, делает её ближе к нам.

Тот, кого Мадонна готова отпустить, вполне готов к этому. Даже руки мальчика раскинуты так, будто отпусти его — и законы физики не подействуют— он останется парить в воздухе. Его лицо расслабленное, но строгое, стойкое. В отличие от матери: взгляд Мадонны опущен— признак или символ кротости, скромности и покоя. Чувствуется уверенное нежелание поднимать глаза, подчёркнутое сжатыми губами. Мадонна передаёт ответственность человеческую, обыденную сыну. И он берёт ответственность как за диалог со зрителем в частности, так и за всё человечество в целом. Его взгляд твёрдо обращён к смотрящему. Кроме физических деталей— огромного размера, небесной голубизны глаз, а также небольшой асимметрии в глазах, оставленной
реализмом, в котором писал Бугро — взгляд младенца лишён детских черт. Интересно, что один и тот же человек
в разное время прочтёт его по-разному.
Возрождение Кельтской культуры
На обоих картинах правой рукой младенец держит троеперстие, а на его нимбе замечаем крест. Первая ассоциация — просфора, представляющая собой круг с тиснённым на нём крестом. Однако на просвирах крест прямой и ровный, как знак плюса. Здесь же видим расширение на концах. Напоминает Кельтский крест.
В культурном мире на конец XIX - начало XX века, когда и была написана картина (1899), пришлось Возрождение ирландской литературы. Оно заставило ирландских авторов обратиться к истокам родной культуры — кельтской. Что привело к Возрождению Кельтской культуры. Одним из основных знаков её являлся кельтский крест, обычно устанавливаемый в качестве надгробия. В 1976 году Бугро создаёт картину под названием «Пиета», где у Христа есть тот же крест на ореоле, но ещё более выраженный и декорированный.

Добавляя такой «кельтский» крест к малышу-Иисусу, Бугро напоминает нам о его обречённости.
фото: ignant
Совсем иное замечаем на иконе. Образ Иисуса крайне неоднозначен: ребёнок
повёрнут и не спиной к зрителю, и не грудью — боком. Он не ведёт диалог со зрителем, он избегает его. Он тянется к матери, обвивая её ручкой, прочь от зрителя. Он не оставляет и намёка на взаимодействие со смотрящим. В поисках поддержки, вопрошает.
«о любви Твоей петь буду вечно»

Образ Богоматери
Она — воплощение в человеческом средневековой идеи христианской веры. Огромные глаза, открывающие душу, взгляд — утомлённый. Он передаёт все естественные чувства обычной матери: тревожность, готовность оберечь. Свет и тень, удлинённая левая бровь показывают разворот головы— прижимается к сыну щекой. Глаза полны печали, а трагически изогнутый внутренний уголок брови добавляет в выражение боль.
Левая рука Богоматери готова при первой необходимости заслонить младенца, накрыть рукой. И если у Бугро на картине Иисус становится спасителем, то на иконе силу несёт в себе образ Богоматери.
Made on
Tilda