ОБРАЗ ЖИЗНИ
рождение кинематографа
Сергей Добротворский писал, что кинематограф бывает авторский и жанровый, коммерческий и подпольный, любительский и профессиональный. Бывает игровой и неигровой, цветной и чёрно-белый, широкоформатный и узкоплёночный.

Всё вышеперечисленное к тому, что кино беспредельно, оно бесконечно в своих проявлениях. В этой статье поговорим о корнях и зарождении кинематографа, о его [первом] влиянии на умы и сердца людей.
~
Кино, каким мы его знаем сегодня, когда-то было для зрителя простыми движущимися картинками, развлечением на уровне ярмарочной потехи.

Кинематограф — это синтез прочих отраслей искусства: литературы, живописи и театра. От литературы кино наследует повествовательность, от изобразительного искусства кинематограф берет всё, что связано с визуальностью — тон и цвет, светотени, цветовой символизм, взаимодействие линий и фигур, ракурсы. От театра кинематограф получил протяжённость во времени и связанный с ней темпоритм.

Осталось разобраться, что делает кино особенным, в сравнении с его предшественниками? Кино лишено всех отдельных ограничений литературы, живописи и театра. Кинематографические ограничения — лишь фантазия автора.
Фильм «Корсаж», 2022
Кинематограф имеет три основных аспекта — повествовательный, изобразительный и временной, однако понятие «временнóго кинематографа» по определению бессмысленно.

Значит — всё кино можно разделить на две отрасли: повествовательное и изобразительное.
Фильм «Тар», 2022
Насколько известно, 28 декабря 1895 года братья Люмьеры организовали в «Индийском салоне» на бульваре Капуцинок, 14 самобытное представление. Теперь этот день считается днём рождения кинематографа, а братья Люмьеры — его родоначальниками.

Программа, которую братья представили миру, состояла из следующих фильмов:
1. «Выход рабочих с фабрики «Люмьер»
2. «Вольтижировка»
3. «Вылавливание красных рыбок»
4. «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе»
5. «Кузнецы»
6. «Политый поливальщик»
7. «Завтрак младенца»
8. «Прыжок на брезент»
9. «Площадь Корделье в Лионе»
10. «Море»

Выходит, братья Люмьеры — отцы повествовательного кинематографа.

*повествовательный («люмьеровский») кинематограф — вид кинематографа, в котором преобладает повествовательный аспект.

Оригинальная афиша на исторический киносеанс и кадр из фильма «Прибытие поезда»
Какова была реакция неподготовленного зрителя на первое кино? Обратимся к прямым впечатлениям Жоржа Мельеса:

«Мы находились перед маленьким экраном... ... и спустя несколько мгновений на нём появилась неподвижная фотография, изображающая площадь Белькур. Немного удивлённый, я только успел сказать соседу: «Так это из-за проекций нас потревожили. Я этим занимаюсь десять лет». Не успел я закончить фразу, как лошадь, вёзшая телегу, пошла на нас, а вслед за ней — другие экипажи, потом прохожие. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя»
Фильм «Солнце моё», 2022
Движущаяся картинка по истине поразила зрителя, в некоторой степени напугала. Современный зритель избалован спецэффектами и графикой, неожиданными ракурсами и рвущими сердца историями, потому для многих нет ничего удивительного в событии, произошедшем в 1895 году на бульваре Капуцинок.


Вот что пишет Горький об этом событии [в частности о «Прибытии поезда»]:

«...на экране является поезд железной дороги. Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание...»

С нынешней позиции товарищи Мельес и Горький кажутся нам крайне серьезными и строгими стариками, однако их впечатлительность сродни детской, их взор чист и светел. Большая радость — читать их незапятнанные свежие мысли о первом кино.
Фильм «После Янга», 2022
Вернемся к Жоржу Мельесу. Однажды, когда Мельес снимал на Пляс Де Л'Опера, его примитивная камера остановилась, и он с минуту не мог ее запустить. Проявив негатив, Мельес понял, что открыл секрет настоящего киноволшебства. Вот, что он пишет:

«За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен-Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин. Трюк с заменой и трюк с превращением были найдены, и два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, которые имели громадный успех»

Технический прием, который Мельес стал использовать для исчезновений и превращений, был не чем иным, как прямой монтажной склейкой — непосредственным склеиванием двух монтажных кадров.

Жорж Мельес стал первым настоящим кинофантастом. Он создал более пятисот короткометражных фильмов. Вершиной его творчества считается «Путешествие на Луну» (1902 г) — первая научно-фантастическая кинокартина в истории, продолжавшаяся 14 минут! [до Мельеса максимальный хронометраж фильма составлял 30-35 секунд — насколько позволяла пленка] Для 1902 года «Путешествие на Луну» отличается поистине эпическим размахом. Если ранние фильмы Мельеса, как и братьев Люмьер, были однокадровыми, то «Путешествие на Луну» состояло из тридцати сцен.

Фильм «Путешествие на Луну» и «Двести миль под водой, или Кошмар рыболова» Мельеса, 1902
Это делает Мельеса первым в истории кинематографистом, сосредоточившимся, в первую очередь, на изобразительном аспекте киноискусства. Следовательно, конкретно Жоржа Мельеса и следует считать родоначальником изобразительного направления в кино.

*изобразительный («мельесовский») кинематограф — вид кинематографа, в которой преобладает изобразительный (визуальный) аспект.

Так зарождалась роль кинематографа в людской жизни. По прошествии времени, кино все сильнее очаровывает зрительские сердца и утверждает одну из своих главнейших черт — быть великим утешителем, способным не только отвлекать от действительности, но и заменять её.
Made on
Tilda